Ліга Прыватнай Беларусі

Apr 28, 2019 - 5 minute read - - articles

Аристотель о Частной Собственности

Пол Мини.

Четыре причины считать частную собственность выше коллективной.

В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс очень точно резюмирует базовые идеи коммунистического общества, утверждая, что “коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности”. Частная собственность, как институт, всегда была критическим фактором в процветании западного общества и в его политической мысли. Однако, защита этого института редко выходит за пределы оценки её экономической выгодности. Многие защитники частной собственности просто утверждают, что у системы частной собственности нет жизнеспособной альтернативы и что частная собственность - это просто самая лучшая опция из ряда плохих. Этот аргумент, в таком его пессимистическом тоне, вряд ли будет внушать симпатию к концепции частного владения.

К счастью, в истории всё же были мыслители, которые твёрдо защищали и логически обосновывали институт частной собственности. Это фигуры и Цицерона, из эпохи Древнего Рима, и Фомы Аквинского, из Средневековой Европы, и Джона Лока, жившего в период Раннего Нового времени.

Аристотель.

Первое выраженное проявление защиты института частной собственности можно увидеть у Аристотеля, в его ответе на идеи о коллективной собственности принадлежавшие его учителю - Платону, в четвёртом веке до нашей эры. Аристотель был эрудитом, пишущим труды по этике, логике, метафизике, биологии астрономии и риторике, и это ещё не полный список его научных интересов. И по сей день он считается одним из самых влиятельных философов в истории человечества. В тринадцатом веке Фома Аквинский называл Аритотеля “Философ”, демонстрируя таким образом глубочайший уровень уважения к нему.

В отношении частной собственности Аристотель полагал, что внешние блага, в том числе и частная собственность, способствуют ведению благочестивого образа жизни. В отличие от аскетичного Платона, который рекомендовал строгие ограничения в богатстве, Аристотель утверждал, что “счастье, как мы уже говорили, требует сопутствия внешних благ, так как невозможно, или хотя бы непросто, иметь благородный удел и не иметь сопутствующей обстановки”. Размышляя таким образом, Аристотель взращивал позитивное отношение к институту частного владения.

Аргументы Аристотеля в защиту частной собственности необходимо рассмотреть, исследовать то, как они в ходе истории сформировали дискуссию по поводу собственности. В своей фундаментальной работе “Полития” Аристотель противостоял идее коллективного владения собственностью демонстрируя превосходство частной собственности, выражающееся в четырёх сущностных областях: выгода, единство, справедливость и добродетель.

Выгода.

Во-первых, Аристотель утверждал что частная собственность просто приносит больше пользы чем коллективная собственность. Последняя, по его мнению, порождает нечто вроде халатности - так как люди делят между собой что-либо, то каждый из них вероятнее всего будет возлагать заботы об этом предмете на другого, вместо того, чтобы брать ответственность на себя.

Как утверждал экономист Милтон Фридман, свои собственные деньги тратятся с наивысшей внимательностью, а деньги другого с максимальной вольностью. Аристотель разделяет это мнение: “Люди заботятся только о своём, общественное беспокоит их гораздо меньше”. Он говорил, что у людей есть стимул быть продуктивными только в том деле, за которое несут ответственность исключительно они, так как именно они желают иметь прямую выгоду от своих усилий. В противоположность этому, коллективная собственность не сообщает стимула к производительности, так как плоды труда людей принадлежат не только индивидуально им. Современные защитники института частной собственности как правило останавливаются в своей защите на этом доводе, но Аристотель вышел за пределы аллокативной эффективности, рассматривая вопрос шире.

Единство.

Критики частной собственности склонны приписывать ей атомизирующую функцию, они считают, что частная собственность создает общество “оголтелых индивидуалистов” отказывающихся сотрудничать друг с другом. Аристотель выражал решительное несогласие с подобными взглядами утверждая, что частная собственность фактически благоприятствует единству, тогда как общественная собственность питает только лишь споры и разногласия. О коллективной собственности он писал: ”в целом, совместная жизнь и совместное пользование вещами трудны, это, пожалуй, самое трудное из всего”.

Как бы то ни было, объединение - неплохая вещь, но, коллективное обладание людьми сущностными ресурсами открывает двери для потенциального конфликта и широким разногласиям, “очевидно, что у тех, кто пользуются общей собственностью и совместно управляют ей, существует гораздо больше разногласий, чем у тех, у кого собственность раздельная.” Обладая вещами индивидуально, мы избегаем постоянных ссор возникающих из компромисса с другими по поводу важных аспектов нашей жизни. Аристотель заключает, что “когда каждый имеет свою отдельную сферу интересов, то уже не возникает общей почвы для ссор”.

Справедливость.

В своей “Никомаховой Этике” Аристотель заявляет, что справедливость определяется равным воздаянием для равных и неравным воздаянием для неравных. Если это суждение приложить к идее коллективно используемой собственности, то возникают проблемы. “Так как люди не равны, то они и не будут обладать равными вещами, и из этого исходят ссоры и обвинения… Но в тоже время, каждый согласен с тем, что справедливое распределение благ должно происходить в соответствии с определённой ценностью. Однако, не все называют ценностью одно и тоже.” Для Аристотеля справедливость устанавливает вознаграждение в соответствии с чьей-либо ценностью, поэтому неравные способности проводят в неравному вознаграждению. Аристотель видит в этом преимущество в системе частной собственности, в которой люди получают вознаграждение в том размере, в котором они сами устанавливают. Он считает, что в системе коллективного владения неизбежно возникновение проблем связанных с тем, что некоторые будут работать больше других получая тоже самое вознаграждение. Эта проблема естественно будет вызывать неудовлетворённость, а также чувство несправедливости от понимания того, что все равны за счёт ущерба тем, кто работает больше.

Добродетель.

Аристотель полагал, что использование собственности с целью помощи друзьям - великолепная традиция, “проявлять любезность и оказывать поддержку друзьям, гостям или товарищам приносит удовольствие и возможно только если собственность частная”. По его мнению, щедрость и благотворительность возможна только в обществе поддерживающем институт частной собственности. Если же всё коллективно принадлежит всем, то тогда и невозможно помочь друг другу. Аристотель пишет о “щедрости проявляемой только в отношении владения имуществом, так как невозможно считать человека щедрым или проявившим щедрые деяния, если его щедрость заключается лишь в пользовании его имуществом”. Таким образом, коллективное владение ослабляет благодетель щедрости, умеренности и благотворительности. Поэтому, собственность является не только условием эффективной производительности и объединяющим средством, но и ключевым инструментом взращивания добродетели.

Могут также возразить, что коллективная собственность тоже может быть полезной для благотворительных целей, но это обманчиво. Благодетель формируется свободными деяниями, без принуждения. Третью книгу “Никомаховой Этики” Аристотель начинает говоря, что “поскольку благодетель связана с пылким чувством и деяниями, то за добровольную страсть и поступки восхваляют или винят, но за недобровольные прощают или, иногда, жалеют.” Таким образом, принуждение в рамках коллективной собственности аннулирует индивидуальную возможность добродетели, так как устраняет личный выбор.

Аргументы Аристотеля в защиту института частной собственности актуальны и по сей день. Многие сторонники свободного рынка забывают, что частная собственность даёт гораздо больше выгод, нежели чем просто экономическая эффективность. Следуя за ним, мы можем обрести более гуманистическое восприятие частной собственности, признавая что частная собственность не только живительна экономически, но также и объединяет людей, облагораживает их и располагает их к справедливости.

Источник.

Tags:

comments powered by Disqus